Рецензия на спектакль «Мойры Петроградского района» Московского областного государственного театра кукол.

Автор — Наталья Панишева (г. Киров, Вятский государственный гуманитарный университет, филолог, кандидат филологических наук), победитель I-го этапа Всероссийского конкурса театральных рецензий, проходящего в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» (20 апреля – 30 июня 2020 года). Лауреат награждается стажировкой и правом публикации конкурсной рецензии в журнале «Театрал».

Премьера спектакля Александры Ловянниковой по пьесе Константина Федорова «Мойры Петроградского района» состоялась в Московском областном государственном театре кукол в феврале 2018 года. 24 апреля 2020 года спектакль был показан в рамках проекта «Большие гастроли on-line».

В Петроградском районе, в неприметном старинном особнячке живут три пожилые сестры. С виду это обыкновенные старушки, выходящие в продуктовый магазин с саночками и подкармливающие живущую у дома белку. Но на самом деле старые сестры — не кто иные, как мойры, заброшенные в город давно, еще до войны. Вот уже почти век живут они на Каменном острове, прядут нити судьбы, а когда приходит время — обрезают ту или иную истончившуюся нить волшебными ножницами. Но однажды, возвращаясь из магазина, сестра Атропа поскользнулась на обледеневшем Каменноостровском мосту и выронила свои ножницы, а их подобрал неизвестный прохожий. Так и началась история.
Пьесу «Мойры Петроградского района» драматург Константин Федоров написал для лаборатории в Московском областном государственном театре кукол. На первый взгляд, история про мойр, прядущих нити судьбы, в кукольном театре требует воплощения с помощью кукол-марионеток. Однако режиссер и художник Александра Ловянникова решила иначе, выбрав перчаточных кукол. Правда, не совсем привычных, а как бы перевернутых: голова куклы крепится на запястье артиста, а ногами куклы служат его пальцы.

Конечно, у каждого персонажа свой характер и виден он в первую очередь по тому, какую перчатку для него выбрали. Старушки Мойры наряжены в уютные вязаные перчатки с несложным узором. Цвет их одежд разный, но в простых рисунках есть что-то общее, перекликающееся, а как же иначе, ведь мойры — сестры. Бизнесмен Вадим — щегольская замшевая перчатка. Его девушка Лера — белоручка и модница — непрактичная, но красивая ажурная белая перчатка. Бездомный Сергей Аркадьевич, приблудившаяся к нему бродячая собака и мальчик Вова, живущий в детском доме, в серых одеждах, но если приглядеться — все в разных. Пес — кудлатая шерстяная перчатка, Сергей Аркадьевич — нитяная и порядком поношенная, а Вовина перчатка новенькая и связана из серого меланжа – как и сам мальчик, она неприметная, но совсем непростая.

Истории всех героев очень разные: они как острова Петроградского района – существуют обособленно. Да и что может быть общего между бизнесменом Вадимом и воспитанником детского дома? Поначалу истории персонажей спектакля кажутся отдельными новеллами, не соприкасающимися друг с другом элементами калейдоскопа городской жизни. Но пока мойры искали ножницы, в их дом пробралась наглая белка. В поисках еды она перепутала нитки, и персонажи вопреки всему внезапно встречаются, знакомятся – и их жизни начинают меняться.

Но какими разными бы ни были герои — над каждым из них занесены зловещие ножницы судьбы. Волшебный предмет случайно попал в руки злодея-парикмахера. В отличие от уютных вязаных мойр он — черная кожаная перчатка, холодная и мрачная. Этот герой одновременно ассоциируется с демоническим Суини Тоддом (с ним его роднит не только маниакальность, но и профессия) и гестаповцем. Черная перчатка напоминает черную форму эсэсовцев, да и идеи мрачного парикмахера — о том, что жить должны только «правильные» люди, а всех несчастных или некрасивых требуется поскорее истребить — близки к фашистским. Парикмахер отрезает нити судьбы тех, кто, по его мнению, жить не должен — одной из его жертв становится одинокий Сергей Аркадьевич. Тянущаяся из поношенной перчатки нить обрезана, и старую оболочку ничто больше не связывает с душой. Рука артиста выскальзывает из перчатки, какое-то время движется по планшету легкой походкой бестелесного существа, а затем взлетает вверх, оставляя опустевшую мертвую куклу лежать перед понурившимися мойрами.

Спектакль «Мойры Петроградского района» — настоящая святочная история, пронизанная непередаваемой атмосферой зимнего Петербурга — фантастического, таинственного города, хранящего так много воспоминаний и легенд, чудес и надежд. Как и положено святочной истории, здесь есть и чудо, и мораль и, конечно, счастливый конец. Можно порадоваться за мальчика Вову — ведь, возможно, его наконец усыновят, за бизнесмена Вадима, которому подарили вторую жизнь, и за старушек-мойр, наконец-то ушедших на пенсию и наслаждающихся солнцем на греческом побережье. Порадоваться и подумать — а в чьих руках теперь наша судьба?

×
WordPress Lessons