История
1933 год – год основания Московского областного театра кукол при Московском областном Доме художественного воспитания детей.
Первоначальное название театра «Кукольный театр МООНО».
Основатель театра – Виктор Александрович Швембергер, русский советский драматург, актер, режиссер театра кукол, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, член Союза писателей СССР, один из первых организаторов кукольных театров на территории СССР. Руководил Московским областным театром кукол с 1933 по 1941 г.г.
«…Сообщаю, что этот театр я организовал при Московском областном Доме художественного воспитания детей 1/X 1933 г.»
(Из письма В.А. Швембергера С.В. Образцову. Архив ГАЦТК)
В.А. Швембергер – один из организаторов «Театра Детской книги», ставшего впоследствии 1-м Московским театром кукол, 1930 – 1933 г.г.).
«И вот под моим руководством в Москве на Петровке… возникает первый московский профессиональный стационарный театр кукол… Но лично меня он перестает удовлетворять. Находясь в ведении Госиздата, театр принужден в какой-то мере ограничивать свой репертуар. И я начинаю параллельно организовывать Московский областной театр, не связанный в своих возможностях».
(В.А. Швембергер. Театр моей жизни)
Первая постановка театра – «Ревизор» Н.В. Гоголя. Куклы из этого спектакля хранятся в Музее Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова.
«В Областном театре при Московском Областном Доме Художественного Воспитания Детей я ставлю «Ревизора» Н.В. Гоголя. Это была спорная, но, мне кажется, очень интересная работа, которая вошла в историю постановок «Ревизора» за 100 лет. Нет, пьеса Гоголя не была ни скомкана, ни приспособлена для кукольного театра. Эта постановка в исполнении кукол дает полное историческое и художественное воспроизведение пьесы «Ревизор» на сцене».
(В.А. Швембергер. Театр моей жизни)
«…Этот театр, находясь при Доме художественного воспитания детей, имеет целью довести до широких масс области произведения классиков русской и иностранной литературы, а также произведения современных советских писателей».
(Газета «Верейский колхозник», 1 августа 1935 г.)
За первые 6 лет существования театра показано 2 122 спектакля в 28 районах Московской области.
«У театра нет своего транспорта, и часто вслед за подводой, груженной чемоданами, много вёрст шагают в колхоз энтузиасты-актёры. Театр мечтает о реалистическом воплощении на кукольной сцене героико-романтической сказки».
(«Московский большевик», 1940)
«В театре две бригады из восьми человек каждая. За 6 лет существования театра показано 2122 спектакля. С чемоданами, в которых уложен весь нехитрый реквизит театра, актёры объездили в этом году 28 районов Московской области».
(газета «Московский большевик», 1940 год)
1941 год – основатель театра В.А. Швембергер выслан в Киргизию. Руководство театром принимает художник театра В.В. Андриевич.
1943-1944 год — Режиссер О.В. Арарская за один военный год выпускает три спектакля.
Во время Великой Отечественной войны артисты театра работали в составе фронтовых бригад. На фронте было сыграно 125 спектаклей, в госпиталях – более 150.
Маршрут фронтовой бригады театра:
- Центральный фронт (оборона Москвы, Рязанская область);
- Курский фронт (дуга);
- Освобожденные районы Украины: Харьковская область, Донецк, Краснодон.
За героическую работу на фронтах войны театр был награжден Почетной грамотой за подписью маршала К.К. Рокоссовского.
«Приготовили новую острую программу «Петрушка и Гитлер» и стали частыми гостями в армейских частях. Машина в четверть часа превращалась в эстраду и начинался концерт.
Агитационно-сатирические, плакатные спектакли нашей фронтовой бригады пользовались большим успехом. В перерывах между боями на лесных полянах или пропахших гарью войны площадях освобожденных городов и сел правил неумирающий народный Петрушка свой суд над фашизмом».
(Из воспоминаний В.В. Андриевича)
Первое десятилетие после войны в театре работали талантливые режиссеры: О.А. Ушакова, С.Г. Назаров, Н. Соловьева, Савин. В послевоенное время театр взял курс на активную работу над сказками. Главной задачей стала попытка вернуть детям детство. В этот период были поставлены классические волшебные сказки: «Золушка», «Золотой петушок», «Дикие лебеди», «Приключения Чиполино», а также воспитательно-агитационные сказки: «Очарованная сабля», «Сказка партизанского леса», «РВС», «Военная тайна».
В 1960-е г.г. в театре начался переходный период, период поиска новых современных тем, актуальных форм и средств выражения. В репертуаре театра появились спектакли «Приключения в театре Папы Карло» и «Госпожа Метелица».
1970-1980г.г. – период особого подъема театра. Отдельно стоит отметить тот факт, что специально для Московского областного театра кукол пишут свои пьесы лучшие современные писатели и драматурги. Григорий Остер «38 попугаев», Эдуард Успенский «Дядя Федор, Кот и Пёс» и «Гарантийные человечки», Сергей Козлов «Как львёнок и черепаха пели песню» и «Трям! Здравствуйте!», Нина Гернет «Принтипрам» по стихам Даниила Хармса, Феликс Кривин «Замок Агути», А. Курляндский «Ну, Волк, погоди!» и «Как я стал ведьмой», Ефим Чеповецкий «Дядюшка Клоун и мышонок Мыцик», Лев Корсунский «Крылья». Именно в этот период Московский областной государственный театр кукол стал творческой лабораторией современной драматургии для детей. Театром руководили (в хронологическом порядке): Н. Савян – 10 лет, Ю. Калишер – 2 года, В. Лопухин – 7 лет, В. Елисеев – 10 лет.
«Почему я пришел в Московский областной государственный театр кукол?
Люблю приходить туда, где разваливается что-то старое и начинается что-то новое. В этом театре затевалось что-то для меня новое, интересное и искреннее. Для этого театра я написал две пьесы «Дядя Федор, Кот и Пёс» и «Гарантийные человечки». Помню, в работе над «Дядей Федором» мы никак не могли сойтись в вопросе о почтальоне. Театр требовал заклеймить его позором, а я считал и считаю, что Печкин не такой уж отпетый тип. Для того, чтобы как-то решить наш спор, мы проделали такой эксперимент: сыграли ребятам спектакль в зале Центрального Театрального музея им. А.А. Бахрушина, а потом на сцену вышел главный режиссёр и сказал: «Дорогие ребята, как вы думаете, можно Печкина простить или его нужно наказать. А то Автор считает, что если Печкину подарить велосипед, то он исправится, а мы считаем, что не исправится. Как быть?»
Ребята, конечно, с мест кричат: «Не исправится! Наказать!» Тогда я вышел на сцену и говорю: «Хорошо, за велосипед Печкин не исправится. А если мотоцикл подарить?» Тут мнения сразу разделились. «А за автомобиль, — говорю, – или за вертолёт можно исправиться и стать хорошим?» «Можно», — кричат все до единого.
И всё-таки не убедил я театр. В их спектаклях Печкина наказывают. Что же, пусть! Мне же интереснее. Я видел много спектаклей по «Дяде Федору», в Московском областном театре кукол – один из самых интересных … Недаром о Московском областном театре кукол говорят: «Это лаборатория детских писателей».
(Эдуард Успенский, 1977 год).
«У старика Театра сын Кино и внук Телевидение.
— Старик, тебе пора на покой, твоё время кончилось. Уходи, старик, со сцены!
Но старик не уходит. Он только на сцене и может жить. Некуда ему уходить со сцены.
Это о театре вообще. Что же касается Московского областного театра кукол, то мне он нравится. Думаю, работают в нём хорошие, неуспокоенные люди, которые понимают, что театр кукол в большей степени, чем обычный театр, может быть сатирическим, философским, помещать в крайнюю форму огромное содержание».
(Феликс Кривин, 1980 год)
«С Московским областным театром кукол меня свёл случай.
Сейчас я уже знаю, что случай это был счастливым. Драматургу всегда хочется, чтобы его пьесы шли на сцене. Иначе, зачем их писать?
Московский областной театр кукол поставил две моих пьесы, причем поставил талантливо, и я благодарен ему за это!»
(Сергей Козлов, 1982год)
В 1970 – 1974 г.г. и после, в 1982 -2013 г.г. театром руководил директор Леонид Максимович Мигачёв.
В 1990-е г.г. должность главного режиссёра занимали: Н. Шишкин, В. Михитаров, Л. Мартьянова, О. Васильков.
2010 г. — Спектакль «Солнечный луч» был первой постановкой режиссера А. Смирнова в МОГТК. Спектакль открыл новое направление в развитии театра – философские кукольные спектакли для всей семьи, в которых затрагиваются сложные, важные вопросы. Спектакли, которые развенчали миф о том, что театр кукол – только для детей.
В 2012 году А. Смирнов становится главным режиссёром театра. Им были поставлены спектакли, которые и сегодня составляют основу репертуара театра.
Спектакли «Кентервильское привидение» (2013) и «Волшебно кольцо» (2014) вошли в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая Маска».
С 2013 года директором театра является Олег Николаевич Лабозин.